Какие существуют нормативы по уборке в подъездах многоквартирных домов в 2022 году?


Нормативная база

Основным правовым актом в этой сфере выступает Жилищный кодекс (статья 36). Вопросы поддержания порядка в МКД регулируют положения ГОСТа Р 51617-2000. Периодичность уборки подъездов и лестничных клеток устанавливается постановлением Госстроя РФ №170, которым 27.09.2013 утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда».

Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 утвержден минимальный размер работ (их перечень). Уборка территории дома осуществляется по правилам содержания имущества многоквартирного здания N 491 от 13.08.2006. При несоблюдении норм поддержания чистоты граждане могут составить претензионное письмо на осуществляющую доверительное управление имуществом МКД компанию.

Наведение порядка после ремонта

После ремонта уборку подъезда должна осуществлять управляющая компания. Именно она обеспечивает благоприятные и безопасные условия для проживания граждан, а также гарантирует надлежащее содержание общего имущества в доме. Если после ремонта в подъезде остался строительный мусор, то сотрудники управляющей компании обязаны его вынести.


После чего выполняется генеральная уборка, которая включает в себя следующие пункты:

  • влажная уборка площадок и лестничных маршей на всех этажах;
  • мытье решеток, перил, шкафов, дверей, ручек, доводчиков, радиаторов отопления и прочих элементов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома;
  • мытье окон и подоконников.

Чтобы разобраться, кто должен заниматься уборкой подъезда после ремонта, нужно ознакомиться с договором, который составила управляющая компания с подрядной организацией, выполняющей ремонт.

Если в смету включены расходы по уборке подъезда от мусора, то этим занимается подрядчик. Отсутствие этого пункта подразумевает автоматическое перекладывание обязанностей на ТСЖ. В любом случае, подъезд после ремонта убирают не жильцы.

Кто ответственный за уборку в подъездах

Порядок в местах общего пользования (МОП) в многоэтажках обязана наводить управляющая компания (УК). Когда ее нет, то ТСЖ или иная структура, представляющая интересы жильцов. Уборка подъезда управляющей компанией может осуществляться путем найма сотрудника либо привлечения клининговой фирмы. Все они представляют свои услуги на возмездной основе.

Таким образом, кто должен убирать подъезды в многоквартирном доме? Гражданин либо юридическое лицо, выбранное УК на роль уборщика. Между ними заключается договор (трудовой или о предоставлении услуг).

Где взять документ?


Ознакомиться с графиком можно в управляющей компании. Для этого необходимо посетить офис и попросить предоставить соответствующую документацию.

Еще один вариант – обратиться к старшему по дому (председатель) и поинтересоваться у него особенностями проведения уборки на конкретном адресе.

Во многих подъездах график уборки распечатывают и вывешивают на доску объявлений или к консьержу. Такая сетка меняется каждый месяц. В нее уборщик ежедневно вносит отметки о том, какие работы были выполнены и какого числа они производились. Такая система очень удобна, так как позволяет жильцам контролировать качество оказываемых услуг.

Ознакомиться с графиком можно в интернете. Такую сетку можно скачать и распечатать, чтобы ее видели все собственники многоквартирного дома.

Жильцам нужно контролировать не только отметки, сделанные уборщицей в сетке, но и реальное выполнение работ. Если в графике стоит подпись, а в подъезде грязно, нужно сообщить об этом старшему по дому.

Что входит в уборку подъездов

Порядок должен наводиться на всей территории МОП. Это:

  • лестница и ее площадка;
  • лифтовая кабина;
  • чердаки;
  • подвальное помещение;
  • коридор;
  • подсобка.

Кроме того, от уборщицы подъездов требуется периодическая влажная уборка дверей, окон, перил, батарей отопления, решеток, подоконников и т. д.

Нормативы и правила

Нормативы и правила уборки подъездов предполагают соблюдение следующих стандартов:

  • четкое следование составленному графику;
  • регулярное выполнение сухой и влажной уборки коридоров, лифта, лестниц, маршей и пандусов, тамбуров и холлов;
  • удаление пыли с подоконника, решеток, перил, почтовых ящиков и пр.;
  • мытье окон;
  • проведение дератизации и дезинсекции;
  • санитарная обработка мусоропровода.

При проведении санитарно-гигиенических мероприятий в подъезде должно выполняться одновременное проветривание лестничных клеток. Для этого открываются форточки, рамы и фрамуги. Подробнее читайте в этой статье.

Периодичность осуществления

График уборки подъездов в многоквартирном доме установлен нормативными актами.

  1. Каждый день выполняется подметание пола мокрым веником в коридоре 1 и 2 этажа, площади перед мусороприемником и лифт.
  2. Дважды в год – протирка батарей и перил.
  3. 1 раз за неделю – уборка входа в парадное.
  4. Раз в 3-7 дней – подметание остальных этажей.
  5. Единожды за год – протирка окон, дверных полотен, электрощитовых.
  6. 2 раза в месяц – мытье полов в коридоре и лифте.

С учетом данных правил составляется график, который должен быть доступен для ознакомления всех жильцов МКД.

Чистота — по закону

Если уборка вашего подъезда кажется неудовлетворительной, можно отправиться в жилищное управление и выразить свои претензии. По закону ваша жалоба должна быть рассмотрена с выездом на место.

Если ситуация не улучшится и после этого, можно обратиться в вышестоящие организации (например, прокуратуру), которые должны решить вопрос в срок до 1 месяца.

Не забывайте, что даже если договор на уборку подъезда не заключался, по закону ваш подъезд все равно должны убирать, в соответствии с нормами законодательства.

Но чтобы доказать свое «право на чистоту», сохраняйте платежные документы за услуги ЖКХ.

Еще один вариант графика уборки, внимательно посмотрите, какие здесь нюансы:


Для увеличения картинки нажмите на нее

Оплата

Денежное вознаграждение за такие работы производится по установленному тарифу. Сумма платежа включается в квитанцию за коммунальные услуги. Начисления формируются ежемесячно. Цена за уборку подъездов рассчитывается с учетом графика и норм времени на выполнение определенных действий, а также заработной платы сотрудника. Также следует учитывать стоимость расходных материалов, моющих средств и дополнительного инвентаря. Если задействована клининговая компания по уборке подъездов, то и цену устанавливает она. При этом счет выставляется УК, которая в свою очередь делит указанную в нем сумму между всеми жильцами МКД согласно занимаемой ими доле в общедомовом имуществе.

Судебная практика

Интересным может выглядеть Решение № М-1457/2013 по гражданскому делу № 2-1598/13 от 17 октября 2013 года, вынесенное Богородским городским судом Нижегородской области. Суть дела в следующем — в интересах жителя дома, являющегося пенсионером и не способного самостоятельно подать исковое заявление в УК в силу возраста, в суд обратился прокурор с требованием обязать УК:

  • осуществлять чистку подъездов и прочих помещений общего пребывания;
  • осуществлять дератизацию и дезинсекцию.

Представитель ответчика с указанными требованиями не согласилась, пояснив, что:

  • прокурор не был вправе обращаться в суд;
  • оплата уборки в тариф по ремонту и содержанию жилья не включена, а значит, и не должна производиться;
  • дератизация и дезинсекция делаются, а жители просто этого не видят;
  • владельцам квартир было дано разъяснение, что на общем собрании может быть принято решение о включении уборки в состав платы за ремонт и содержание (с одновременным увеличением такой платы).

Что решил суд:

  1. В части исковых требований прокурора о дератизации и дезинсекции отказать, так как не были представлены доказательства о том, что данные работы не проводятся (бремя доказывания лежит на истце — прим. ред.), а показания свидетелей со стороны истца не могут должным образом свидетельствовать о невыполнении данного вида работ (в соответствии со ст. и ст. ГПК РФ).
  2. В части исковых требований о чистке подъездов также было отказано по следующим причинам:
      список услуг и работ регламентируется способом управления МКД, в представленном случае, указывается в договоре между УК и жильцами;
  3. в договоре об оказании соответствующей услуги сказано не было, соответственно, в состав платы за ремонт и содержание она не включалась, а значит, и оказываться не должна была.

Скачать для просмотра и печати: Статья 56 Гражданского процессуального кодекса РФ «Обязанность доказывания»

Статья 60 Гражданского процессуального кодекса РФ «Допустимость доказательств»

Возникновение конфликтных ситуаций

Зачастую владельцы квартир недовольны качеством выполнение услуг компанией, осуществляющей доверительное управление имуществом, в том числе и по наведению порядка в коридорах и иных помещениях подъезда. Такие ситуации могут возникнуть:

  • если работа уборщицы подъездов жилых домов выполнена не по утвержденным нормативам либо совсем не осуществлена;
  • при халатном отношении самой управляющей компании.

Сначала рекомендуется направить обращение в УК с просьбой провести проверку и принять меры по устранению недостатков.

Подача жалобы на плохую уборку

Установленной формы бланка нет. Однако письменное обращение должно соответствовать всем правилам оформления официальных бумаг. В тексте не допускаются ошибки, помарки, зачеркивания. Кроме того, жалоба не должна содержать некорректных, нецензурных выражений. Недопустимо и искажение сведений. Обращение может быть написано от руки или подготовлено в печатном виде. Его может подписать как один собственник недвижимости в МКД, так и несколько. В общем виде жалоба состоит из трех частей, опишем каждую из них.

  1. Вводная. Включает данные об УК (полное название, адрес местонахождения); сведения о заявителе или нескольких (фамилия, имя, отчество, индекс, город, улица, дом, квартира проживания, контактный номер телефона).
  2. Основная. Следует изложить суть претензии (как можно подробнее); указывается ссылка на нормативные акты; перечисляются требования.
  3. Заключительная. Состоит из списка приложений, даты и подписи (или нескольких, если жалоба коллективная).

На нашем сайте можно посмотреть/жалобы на плохую уборку. Составлять обращению рекомендуется в двух экземплярах, один из которых с пометкой о принятии заявитель оставляет себе. Если сотрудники УК отказываются регистрировать документ, то его можно направить с помощью почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении.

Какие документы нужно подготовить

Определенного перечня обязательных к представлению бумаг нет. В большинстве случаев это подтверждающие нарушение документы: фотографии и видео. Также может быть приложена копия договора с УК о выполнении услуг. Кроме того, заявитель вправе самостоятельно изучить законодательство и сослаться на те статьи, которые нарушены, приложить распечатку.

Если жильцы не обладают достаточными знаниями и временем на решение вопроса, они могут привлечь представителя. Тогда к жалобе необходимо будет приложить копию нотариально оформленной доверенности, дающей специалисту право представлять интересы собственников квартир в МКД в различных инстанциях.

Варианты решения вопроса

Если компания, осуществляющая доверительное управление имуществом дома, не предпринимает никаких действий или совсем отказывает в принятии документов, то рекомендуется обращаться в компетентные инстанции. Кому жаловаться на управляющую компанию? Направлять заявление можно в следующие ведомства:

  • Роспотребнадзор;
  • прокуратура;
  • суд;
  • Жилищная инспекция;
  • администрация района, населенного пункта.

Жалоба составляется в официальной форме и содержит такую информацию:

  • название органа;
  • его местонахождение;
  • данные заявителя (Ф. И. О., адрес регистрации, номер телефона);
  • указание на нарушение;
  • ссылка на правовой акт;
  • сведения о том, что обращение направлялось в УК, которая его проигнорировала;
  • прошение;
  • дата;
  • подпись.

Форма документа не важна. Главное условие – соблюдение правил официального стиля и ясности требований.

Жалоба на некачественную уборку

Если гражданин уверен в том, что уборщица плохо убирает помещение, нарушает установленные законом нормативы, он вправе обжаловать действия данного сотрудника. Нужно обратиться к руководству управляющей компании. Изначально сделать это можно в устой форме.

Если меры не будут приняты, оформляется письменная жалоба. В УК создается комиссия, члены которой оценивают качество проведенных работ. В документе обязательно отражается, что не устраивает граждан, какие положения закона нарушены. Когда комиссия приходит к выводу о некачественной уборке, УК принимает должные меры.

Принятое решение должно быть направлено собственникам. Если в ответ на заявление никаких действий не предпринято, следует обратиться в управление Роспотребнадзора. Следующим этапом выступает жилищная инспекция.

Важно! В случае непринятия должных мер перечисленными организациями, нужно оформить заявление на имя прокурора.

Возможный исход жалобы

В практической деятельности часто сотрудники управляющих компаний не реагируют на жалобы, поданные жильцами. Такое поведение может повлечь за собой негативные последствия. У каждого гражданина есть право инициировать проведение общего собрания жильцов, на котором ставится вопрос о смене управляющей организации.

Кроме того, лица, проживающие в доме, могут написать жалобу в вышестоящие инстанции, к примеру, жилищную инспекцию, Роспотребнадзор, администрацию муниципалитета.

В результате указанных мероприятий виновные лица увольняются, производится перерасчет платежей на основании некачественно оказанных услуг.

Таким образом, проведение уборочных мероприятий в помещениях подъездов регламентируется на законодательном уровне, поэтому в случае нарушения этих норм жильцы могут написать жалобу. Изначально заявление подается в УК, если ответа не последует – в вышестоящие органы.

Сколько стоит услуга?

Стоимость уборки подъездов зависит от площади квартиры, которую занимает собственник. Оплата осуществляется исходя из тарифов за 1 кв. м. Управляющая компания высчитывает эту сумму, отталкиваясь от предстоящих затрат.


Основные расходы приходятся на следующие пункты:

  • зарплата персоналу;
  • закупка расходных материалов;
  • оплата налогов;
  • комиссия платежных систем;
  • оплата подрядным организациям, которые ведут лицевые счета, составляют квитанции и доставляют их жильцам.

Как правило, принятые тарифы пересматривают один раз в год. Подробнее читайте в этой статье.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]