В тёплое время года подавляющее большинство автовладельцев пользуются своим четырёхколёсным другом достаточно активно, но с наступлением холодов многие из них ставят автомобиль на прикол или резко уменьшают количество выездов.
Самой серьёзной проблемой для машины при длительном простое является падение ёмкости аккумулятора. Зимой она усугубляется из-за отрицательных температур, приводящих к увеличению тока саморазряда. В результате батарея в лучшем случае полностью разрядится, и если оставить её в таком состоянии, она попросту «умрёт». Увы, но подобные ситуации происходят с завидной регулярностью. Как же избежать подобной участи?
Принцип работы и основные виды автомобильных аккумуляторов
Прежде чем перейти к условиям и правилам хранения разберемся с принципом работы свинцового аккумулятора, а также перечислим основные виды АКБ. Устройство состоит из шести отсеков (банок), в которых находится определенное количество свинцовых пластин. Они исполняют роль электродов. В емкости залит электролит – жидкость, которая состоит из 65% дистиллированной воды и 35% серной кислоты. Такие пропорции очень важны для правильной работы АКБ.
Электрический ток вырабатывается в результате химической реакции между свинцом и серной кислотой в жидкости. В результате получается сульфат свинца (соль). В процессе работы, когда АКБ питает потребителей и разряжается, сульфат свинца оседает на пластинах. Этот процесс называется сульфатацией. При зарядке АКБ процесс происходит в обратную сторону. Концентрация серной кислоты при этом повышается.
Принцип работы АКБ
Вот почему нельзя допускать полной разрядки батареи до нуля. Соль «прикипает» к пластинам и обратный процесс уже не запустить. АКБ приходит в негодность или значительно теряет в емкости. Емкость и плотность электролита – важные понятия, которые измеряются специальными приборами.
Кратко рассмотрим основные виды аккумуляторов:
- Сурьмянистые. В данном типе кислотных батарей в свинцовых пластинах содержится более 5% сурьмы для повышения их прочности. Из-за слишком интенсивного процесса сульфатации приходится часто доливать дистиллированную воду. На данный момент такие батареи уже устарели и практически не используются.
- Малосурьмянистые. В пластинах содержится менее 5% сурьмы. Это увеличивает длительность хранения, заряд держится дольше. Но потеря воды все же присутствует.
- Кальциевые (Ca/Ca). В свинцовые пластины добавлен кальций. Это позволило значительно снизить испарение воды. Емкость и КПД почти на 70% больше в сравнении с сурьмянистыми. Но такие АКБ чувствительны к разрядке. Несколько разрядов может вывести батарею из строя.
- Гибридные (Ca+, Ca/Sb). Положительные свинцовые пластины содержат сурьму, а отрицательные – кальций. Данный тип батарей имеет средние характеристики, но более устойчив к глубокой разрядке.
- Гелевые (Gel, AGM). Электролит в этом виде батарей находится в виде геля, что повышает надежность и безопасность. Гелевые устройства очень устойчивы к саморазряду, могут выдержать до 200 циклов разряд/заряд. Дают постоянный высокий пусковой ток. Минусом является необходимость специального зарядного устройства с низкими токами.
Правила хранения аккумулятора. Как продлить срок службы АКБ
Хранение аккумуляторных батарей. При хранении аккумуляторных батарей происходит их саморазряд, скорость протекания которого в основном зависит от температуры электролита при хранении, срок эксплуатации батареи перед постановкой ее на хранение, а также конструктивных особенностей самой батареи, такие как сплав пластин и их конструкции. Аккумуляторы изготовленные по кальциевой и серебрянной технологии обладают низкой величиной саморазряда, но тем не менее, если не соблюдать определенный температурный режим при хранении, они могут достаточно быстро разрядиться. Перед постановкой на хранение, любой аккумулятор нужно обязательно очистить от грязи и пыли и вытереть насухо, дабы предотвратить появление токопроводящих мостиков между положительным и отрицательным выводом аккумуляторной батареи, а клеммы лучше обработать специальной смазкой для предотвращения их окисления. Также необходимо, перед постановкой на хранение зарядить аккумуляторную батарею, проверить уровень и плотность батереи и при необходимости довести до нормы эти показатели. Хранить аккумуляторы следует при отрицательной температуре, так как при такой температуре значительно замедляются процессы саморазряда и корозии положительных электродов. Оптимальная температура хранения батареи от -15 до -8 градусов по Цельсию. При таком режиме батареи изготовленные из свинцово-кальциевых сплавов разрядятся за год на 40%, малосурьмянистые на 50%, а батареи обычного исполнения на 55-60%. Эксплуатация аккумуляторных батарей. Срок службы аккумулятора в большой степени зависит от правильной эксплуатации батареи, а также от своевременного её техобслуживания. Необслуживаемые аккумуляторы, как правило, имеют индикатор заряда аккумуляторной батареи и всё техобслуживание обычно сводится к периодическому визуальному внешнему осмотру батареи:
- обнаружение утечек электролита;
- контроль степени заряда аккумулятора по изменению цвета индикатора заряда;
- внешняя очистка батареи от грязи и пыли;
- проверка надёжности крепления аккумуляторной батареи к кузову автомобиля;
- проверка положительного и отрицательного вывода батареи на степень окисления.
Для современных необслуживаемых аккумуляторных батарей её техобслуживание необходимо выполнять один раз в 2-3 месяца и при выявлении каких-либо отклонений от нормы, следует как можно скорее принять меры к устранению выявленных дефектов. Так, окислившиеся положительный и отрицательный вывод зачищают металлической щёткой или спецприспособлением. Корпус батареи очищают от грязи и пыли при помощи ветоши, при повышенной влажности и образовании конденсата на корпусе, его также следует вытереть насухо. При нарушении надёжности крепления батареи к корпусу автомобиля, нужно подтянуть гайки или болты крепления, а в случае поломки крепёжных деталей их следует заменить. Длительная эксплуатация автомобиля с ненадёжно закреплённым аккумулятором приводит к его вибрациям и, как следствие, повышается риск осыпания активной массы пластин, появлению трещин в корпусе и вытеканию электролита и нарушению электроконтакта. Негерметичность аккумуляторной батареи можно попробовать устранить при помощи эпоксидной кислотостойкой холодной сварки по пластику. Но следует иметь ввиду, что в необслуживаемых батареях отсутствуют пробки для долива воды и потому её долив и доведение уровня электролита до нормы не представляется возможным.
Контроль за состоянием обслуживаемых аккумуляторных батарей сводится к следующему:
- обнаружение утечек электролита и своевременная доливка воды в аккумулятор;
- контроль плотности электролита и доведение его до нормы;
- внешняя очистка батареи от грязи и пыли;
- проверка надёжности крепления аккумуляторной батареи к кузову автомобиля;
- проверка положительного и отрицательного вывода батареи на степень окисления.
В аккумулятор следует доливать только дистиллированную воду и категорически запрещено доливать электролит. Плотность электролита измеряется при помощи ареометра, затем проводится корректировка плотности. Она осуществляется либо посредством добавки дистиллированной воды, либо, если плотность слишком низкая, вливанием нового электролита при полном удалении старого без переворачивания батареи, так как осыпавшаяся активная масса пластин, шлам и осадок попадет на верхние кромки электродов, что вызовет внутреннее короткое замыкание в батарее и выведет аккумуляторную батарею из строя. Ремонт такой батареи невозможен и её нужно будет менять на новую. Для этого необходимо откачать старый электролит при помощи резиновой груши и приготовить новый в отдельной кислотостойкой ёмкости. Электролит приготавливается в нужных пропорциях из аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды, затем его следует влить в АКБ. При эксплуатации аккумуляторной батареи в зимнее время понижение плотности электролита приводит к изменению температуры замерзания электролита в аккумуляторе. В таблице 1 чётко просматривается зависимость плотности электролита от его температуры замерзания.
Таблица 1. Зависимость плотности электролита от его температуры замерзания.
Состояние батареи | Плотность электролита, кг/л | Температура замерзания, С |
Заряженная | 1,28 | -68 |
Полузаряженная | 1,2 | -27 |
Разряженная | 1,12 | -11 |
Если в корпусе аккумуляторной батареи образовалась трещина, то её сначала заделывают при помощи эпоксидной кислотостойкой холодной сварки или клея с наложением полоски стеклоткани вдоль трещины и доводят уровень электролита и его плотность до нормы. Плотность электролита может быть пониженной и из-за разряда аккумуляторной батареи.В этом случае необходимо проверить аккумулятор нагрузочной вилкой и если напряжение на выводах ниже нормы аккумулятор нужно зарядить и плотность должна вырасти. Также очень важно не перегружать аккумулятор излишними потребителями электроэнергии, такими как мощная акустическая система с сабвуфером, дополнительная оптика и т.д. Дело в том, что штатному генератору, при работе автомобиля в режиме холостого хода, может не хватить мощности для зарядки АКБ и аккумулятор будет отдавать часть своей энергии на питание этих потребителей. В результате аккумуляторная батарея будет постепенно разряжаться. Чтобы это компенсировать, при покупке аккумулятора следует отдать предпочтение аккумуляторам произведённым по технологии AGM или по гелевой технологии. Они обладают высокой энергоотдачей и устойчивы к циклам заряд-разряд. Также из-за неисправности регулятора напряжения, тоже возможно возникновение неисправностей в батарее, таких как перезаряд или недозаряд. При перезаряде, в аккумуляторе выкипает дистиллированная вода, что приводит к понижению уровня электролита, изменению его плотности и в конечном счёте к значительному падению степени заряженности аккумуляторной батареи и выходу её из строя из-за коррозии электродов. Соблюдение всех вышеуказанных рекомендаций, позволит продлить срок службы аккумулятора, даст возможность проявить все его качества в полной мере, заложенные в конструкцию батареи инженерами фирм-производителей, а также сохранить ваше время, нервы и деньги.
Общие правила хранения
Аккумуляторная кислотная батарея представляет собой свинцово-кислотные элементы, которые соединены между собой. Каждый элемент (банка) дает напряжение 2В, а всего их шесть. В полностью заряженном состоянии АКБ должна показывать напряжение 12,4В – 12,7В, а плотность электролита должна быть около 1,26 г/см3. Электрохимические реакции внутри протекают постоянно, поэтому нужно правильно эксплуатировать и хранить АКБ.
Измерение уровня заряда
АКБ должен храниться в хорошо проветриваемом и сухом помещении без доступа солнечных лучей. Температура хранения 10-15°C. В слишком холодном или в слишком горячем месте АКБ разряжается быстрее. При температуре 20°C и выше процесс разрядки идет в 7 раз быстрее. Также батарея должна стоять на ровной поверхности в горизонтальном положении.
Таким образом, идеальным местом хранения может стать темное помещение с постоянной температурой не выше 15°C и вдалеке от нагревательных приборов.
Где хранить аккумулятор
Как хранить, мы разобрались. А вот где – это вопрос, который волнует многих, особенно в зимнее время. Гараж или квартира? Давайте разбираться.
Для аккумулятора не имеет разницы, где стоять. Главное, чтобы соблюдались определённые требования по температурному режиму (об этом и так все знают), по влажности и освещённости.
Про температуру поговорим чуть позже, а сейчас расскажем, почему важны показатели влажности и освещённости.
Оказывается, сухой воздух – благоприятная среда для батареи. Чем он суше, тем медленнее будет идти разрядка. Почему так происходит? Влажный воздух способствует выпадению конденсата, который образует между электродами АКБ токопроводящий мостик. Пусть он будет крайне незначительным, но свою лепту в ускорение процесса разряда вносит.
Что касается условий освещённости, то идеальным решением будет затемнённое место хранения. Почему? Здесь всё просто: при попадании на корпус аккумулятора прямых солнечных лучей пластик пересушивается, становится ломким и подверженным растрескиванию.
Теперь о температуре. Считается, что морозы до минус 10 градусов аккумулятору не страшны, а при температуре свыше плюс 10 градусов процессы саморазряда протекают интенсивнее. Так что оптимальными считаются показатели в этом диапазоне.
Получается, что ответ на вопрос, можно ли хранить аккумулятор от машины дома, в квартире, будет положительным в редких случаях. Возможны проблемы и с температурой, и с освещённостью. Да и влажность в жилых помещениях обычно выше, чем в нежилых.
С другой стороны, неотапливаемый гараж в регионах с суровыми зимами тоже не вариант. Протекающая крыша также не будет способствовать длительному хранению батареи, так что идеальным местом для этого можно считать чулан, балкон, подвал или кладовку.
Подготовка к хранению
Правильная подготовка аккумулятора к хранению и условия самого хранения позволят замедлить процесс сульфатации и максимально долго сохранить заряд и батарею в рабочем состоянии. Для этого необходимо выполнить три простых действия:
- Правильно отсоединить клеммы: сначала снимаем “минус”, а затем “плюс”.
- Тщательно осмотреть и очистить корпус аккумулятора от пыли, грязи и масла. Протереть клеммы. Чтобы уменьшить процесс окисления, можно смазать их техническим вазелином.
- Проверить уровень заряда, плотность и уровень электролита. Напряжение в батарее перед хранением должно быть в пределах 12,4В – 12,7В. Плотность электролита – 1,26 г/см3 – 1,28 г/см3.
Плотность электролита – это важный показатель, который измеряется ареометром. Значение плотности будет зависеть от температуры. В летнее время плотность может быть ниже – на уровне 1,25 г/см3 – 1,26 г/см3. Зимой необходимо поддерживать плотность на уровне 1,27 г/см3 – 1,28 г/см3. Чем ниже плотность, тем легче и быстрее жидкость в аккумуляторе замерзнет. Например, если плотность опустится до значения 1,09 г/см3, то АКБ замерзнет даже при -7°С. Это может случиться даже при эксплуатации на автомобиле.
Измерение плотности ареометром
При обратной установке аккумулятора на автомобиль необходимо также очистить корпус от пыли и жидкости, зачистить клеммы, осушить контакты. Клеммы подсоединяются в последовательности «плюс-минус».
Как хранить аккумулятор автомобиля
Наконец, рассмотрим вопрос, как хранить автомобильный аккумулятор. Снять его с машины и просто поставить на пол в подходящем месте – не вариант, поскольку перед этим над батареей необходимо произвести некоторые манипуляции, способствующие продлению сроков его консервации.
Первое правило – АКБ нужно зарядить до напряжения на клеммных выводах, лежащего в диапазоне 12,4-12,6 В. Правило №2 – избавьте корпус и клеммы батареи от грязи, моторного масла, остатков электролита и других загрязнителей, коих в моторном отсеке предостаточно. Особенно внимательно отнеситесь к чистоте самих клемм и пространства между ними. После очистки нужно обязательно протереть эти места сухой тряпкой, чтобы обезопасить источник питания от токопроводящих мостиков.
Третье правило – смажьте после первых двух манипуляций клеммы смазкой или техническим вазелином – они защитят металл от окисления.
Наконец, проследите, чтобы батарея стояла в строго горизонтальной плоскости. Любой наклон может оголить пластины, и они начнут ускоренно разрушаться. Допускать такого сценария нельзя.
Нормальным считается уровень саморазряда автоаккумулятора в пределах 1%/месяц. При таких темпах за зиму с вашей АКБ ничего не случится, и весной вы даже не заметите, что она простояла три долгих месяца.
Хранение АКБ зимой
Главными условиями правильного хранения АКБ в зимний период является полная зарядка и температура хранения. Следует обязательно зарядить аккумулятор, проверить плотность электролита, уровень заряда и поставить в вентилируемое помещение с температурой 10°С -15°С.
Чтобы аккумулятор оставался всегда в рабочем состоянии, лучше всего один раз в месяц разряжать и заряжать его. Например, к контактам подключить лампочку, а затем зарядить. Так будет поддерживаться химический процесс внутри.
Необходимые условия
Чтобы гарантировать работоспособность аккумулятора после хранения, владелец должен соблюдать определённые условия. АКБ хранится при плюсовой температуре, лучше в пределах 10-12 градусах Цельсия. Максимально допустимая температура – 20℃. Важно, чтобы дома, в гараже, складе не было резких перепадов температур – такие условия негативно влияют на работу аккумуляторной батареи.
Место, где ставится аккумулятор должно быть прохладным, тёмным, хорошо проветриваемым. Если на корпус будут падать прямые солнечные лучи, высохнут уплотнители, соответственно банки утратят герметичность.
Не допускается хранение батареи на боку, под наклоном – источник питания устанавливается на ровной площадке, исключающей изменение уровня электролита в банках. Если технологическая жидкость не будет полностью покрывать пластины, на них начнётся сульфатация, в большинстве случаев аккумулятор придётся выбросить. При хранении нельзя ставить на батарею другие АКБ, предметы – это может привести к деформации корпуса, вытеканию электролита.
Производители настоятельно не рекомендуют хранить вместе кислотные (свинцовые) и щёлочные (Ni-mh, Ni-cd) аккумуляторные батареи.
Хранение нового аккумулятора
Стоит сразу сказать, что покупать аккумулятор про запас и не использовать его – не самая удачная идея. Все равно придется уделять время для его обслуживания.
Большую роль играет срок изготовления, условия и срок хранения АКБ до покупки. Если это совсем новая батарея, хранившаяся на складе несколько месяцев, то остается только подзарядить его и регулярно проверять заряд.
Хранение АКБ
Сухозаряженный аккумулятор нужно активировать самостоятельно после покупки. Залить электролит и зарядить. «Сухие» аккумуляторы хранятся очень долго, главное, держать устройство строго в горизонтальном положении, чтобы осевшие частицы не попали на пластины.
Если продаваемая батарея была изготовлена 2-3 года назад и хранилась в ненадлежащих условиях, то покупать такое устройство вообще не стоит. С большой вероятностью емкость батареи будет значительно снижена. Если вы неуверенны в сроке изготовления, то можете сами проверить батарею. Установите устройство на автомобиль, поездите на нем, а потом включите все возможные потребители (музыкальную систему, фары, обогрев стекла и сидений). Если батарея не разрядится за это время, то устройство соответствует норме. В целом условия хранения новой АКБ и старой не отличаются.
Как долго хранятся аккумуляторы без подзарядки
Любую АКБ периодически нужно подзаряжать, даже во время простоя. Периодичность зависит от типа устройства, от того, что находится внутри. Ну и от скорости разряда, само собой, т. к. по мере эксплуатации емкость аккумулятора снижается, и он начинает требовать более частой зарядки.
Выделяют 3 типа аккумуляторов:
- малосурьмянистые,
- гибридные,
- кальциевые.
Первые известны больше остальных и используются большинством автолюбителей. Это привычные всем свинцовые устройства. Для них характерно невысокое количество сурьмы – до 3%, высокое потребление воды. Как правило, максимальный срок хранения аккумулятора без подзаряда не превышает 3 месяцев.
Гибридные содержат около 1,5% сурьмы и примерно столько же кадмия. Благодаря такому сплаву и добавлению специальных примесей снижается потребление воды вдвое. Срок удержания заряда также повышается практически в 2 раза – до 5 месяцев.
Кальциевые дольше всех удерживают заряд. Самые современные и технологичные из них могут обходиться без подзарядки около года. Минимальный срок – 8 месяцев.
Однако, даже имея самую высокотехнологичную аккумуляторную батарею, расслабляться не стоит, т. к. неправильное хранение одинаково губительно для всех АКБ.
,Длительно сохранить очищенные грецкие орехи в домашних условиях можно в герметичной таре даже при,Мясо относится к категории скоропортящихся продуктов, при этом оно может храниться до двух лет.,Когда приготовлено слишком много блюд и за раз с ними не получилось справиться, надо,Цветущие растения призваны украшать жизнь человека, но сами они недолговечны. Как сделать, чтобы хризантемы.
Хранение АКБ без подзарядки
Если нет возможности периодически заряжать аккумулятор во время хранения, то можно его законсервировать. Для этого нужно выполнить следующие операции:
- полностью зарядить батарею и аккуратно слить электролит (соблюдая меры предосторожности);
- залить в отсеки дистиллированную воду два раза, подождать около 20 минут, затем слить;
- приготовить 5% раствор борной кислоты и залить в отсеки;
- установить АКБ в темное и сухое место при температуре 10°С -15°С.
Законсервированный или сухозаряженный аккумулятор может храниться без подзарядки несколько лет. Чтобы вернуть устройство в рабочее состояние, нужно слить борную кислоту и залить электролит, зарядить устройство и проверить плотность.
Хранение гелевого аккумулятора
Гелевый аккумулятор
Хранение АКБ гелевого типа ничем не отличается от хранения жидкостной батареи. Перед постановкой на хранение нужно полностью зарядить устройство и оставить в темном и сухом месте при умеренной температуре 5°С -15°С. Гелевые устройства хорошо сохраняют заряд и более устойчивы к саморазряду.
Если соблюдать все условия, то устройство может храниться долго без потери заряда и емкости. Важно соблюдать температурный режим, степень освещенности, а также периодически следить за состоянием батареи.
В каком состоянии лучше ставить аккумулятор на хранение
Тот факт, что новые сухозаряженные батареи имеют втрое больший срок хранения, не означает, что при постановке на длительную консервацию уже бывшей в употреблении АКБ можно слить электролит – этот как раз приведёт к быстрой смерти устройства. К таким же результатам приведёт длительный простой батареи в разряженном состоянии.
Как хранить аккумулятор, заряженным или разряженным, какое должно быть рабочее напряжение, плотность электролита, ток утечки – все эти сведения приводятся в инструкции к батарее.
Обязательное условие – чистота корпуса, клемм и крышки АКБ, отсутствие подтёков технических жидкостей. Устанавливать батарею нужно в таком месте, чтобы исключить её повреждения от случайных ударов.