Пластик, или пластмасса – распространённый материал на основе естественных и синтетических полимеров.
Он не обладает высокой прочностью, механическое воздействие на него приводит к нежелательным повреждениям – царапинам и трещинам различной глубины.
Это не означает, что изделие испорчено окончательно. Существует несколько способов убрать дефект или тщательно его замаскировать.
Как и чем можно убрать царапины с пластика (прозрачного, черного, матового и т.д.), расскажем в статье.
Причины повреждений пластика
Это эластичный, но непрочный материал, поэтому он легко царапается. Иногда к появлению повреждений приводит любое неаккуратное движение, механическое воздействие или трение.
Часто царапаются пластиковые подоконники окон, пластмассовые дисплеи и корпусы гаджетов, которые носят в карманах, панели автомобиля, где возят габаритные предметы, и пластик фар, в который летит песок и асфальтовая крошка. Небольшие трещины можно устранить самостоятельно, более глубоким повреждениям понадобится профессиональная реставрация.
Чем можно убрать мелкие царапины
Мелкие трещины на пластике закрашивают, заполняют твердым веществом или шлифуют с помощью различных средств. Рассмотрим каждый способ подробно.
Полироль
Полироль удаляет царапины и трещины с матового и глянцевого пластика. Перед использованием очистите и обезжирьте поверхность спиртом или ацетоном. Нанесите полироль на мягкую тряпку и аккуратно без нажима вотрите в царапину. Дайте средству подсохнуть и затем отполируйте до блеска сухой тряпкой.
Не используйте полироль с абразивными частицами — они еще больше поцарапают пластик.
Воск
Мягкий воск заполняет пустоты и выравнивает поверхность предмета. Очистите и обезжирьте пластик и нанесите воск на царапину. Мягкой тряпкой из микрофибры вотрите воск в царапину, а излишки вытрите ватным диском. Также можно применить восковый карандаш, который можно купить в строительном магазине.
Аналогично действует паста Гои — это средство шлифования и полировки твердых пластмасс, полимеров, керамики и металлов. Паста удаляет практически все царапины на пластике. При использовании этого средства действуйте так же, как с воском.
Фен
Пластик имеет низкую температуру плавления и царапину можно аккуратно оплавить строительным феном. Очистите и обезжирьте поверхность и направьте горячий воздух на трещину, двигаясь по всей царапине вверх-вниз.
Будьте осторожны: если долго обдувать царапину феном, то пластик может оплавиться, и поверхность деформируется. Оставьте остывать на 15–20 минут и затем протрите предмет тряпкой.
Зажигалка
Если царапина небольшая, то вместо фена можно использовать зажигалку. Очистите поверхность и прогрейте царапину зажигалкой. Затем удалите остатки сажи, протерев поверхность ватным диском, пропитанным спиртом. Температурные способы требуют навыков, поэтому если планируете отреставрировать ценную вещь, лучше обратиться к профессионалам.
Восстанавливающие карандаши
Есть специальные карандаши, которые закрашивают царапину на пластике — они замаскируют небольшие и неглубокие повреждения. Чтобы закрасить царапину, нужно тщательно подобрать оттенок карандаша, иначе трещина будет выделяться.
Очистите и обезжирьте пластик, а потом аккуратно закрасьте карандашом царапину. Дайте высохнуть и уберите излишки средства.
Другие способы
Известны и другие методы обработки пластиковых поверхностей, применяемые повсеместно. Данные способы были проверены на деле, поэтому их эффективность не вызывает сомнений.
Полировка пластика шлифовальным кругом
Распространенный способ, применяемый в специализированных мастерских. Подходит для тех случаев, если есть доступ к шлифовальному кругу и требуется обработать пластиковую деталь наспех. Шлифовальный круг обеспечивает быструю полировку, однако обработка получается грубой и подходит для исключительных случаев. Например, будет крайне трудно отполировать линзы защитных очков или аналогичные изделия с характерным изгибом и множеством мелких деталей.
В большинстве случаев шлифовальный круг применяется при обработке больших деталей, имеющих незначительный изгиб. Примером может послужить автомобильный бампер, который полируется в ходе кузовного ремонта перед окрашиванием.
Применение зубной пасты
Поразительно, но зубная паста действительно подходит для полировки пластиковых поверхностей. Данный способ настолько действенный, что автослесари применяют его для полировки фар: поверхность становится идеально гладкой, будто только сошла с заводского конвейера. Полировка зубной пасты отнимает немного больше времени, чем при применении абразивного состава. Тем не менее, метод достаточно эффективен, не говоря уже о незначительных затратах.
Шлифовка фар зубной пастой
Термическая обработка
Сколы, потертости и прочие дефекты являются следствием грубого механического воздействия. Термическая обработка помогает оплавить острые грани. Пластик постепенно плавится, сращивается, становясь вновь прозрачным. Данный способ достаточно сложен и требует определенных навыков. Будьте осторожны, поскольку неправильное применение может повлечь за собой порчу изделия.
Обработка полиролем
Полироль и аналогичные составы прекрасно подходят для работы с мягкими материалами и податливыми поверхностями. Единственный их минус в высокой стоимости. Именно поэтому они применяются по большей части в профессиональной сфере. Однако если необходимо вернуть прозрачность какой-либо важной детали автомобиля или бытовой техники, то можно воспользоваться полиролем. Эффект не заставит себя долго ждать.
Большинство приведенных способов достаточно просты, а, главное — не требуют специальной подготовки и дорогостоящих материалов. Опробуйте их в деле и обязательно поделитесь полученным результатом в комментариях под этой статьей.
Народные методы избавления от царапин
Удалить царапины с пластикового дисплея телефона можно народными средствами, например зубной пастой. Очистите поверхность предмета, круговыми движениями вотрите зубную пасту в царапину и оставьте на 2–3 минуты. Затем сотрите излишки мягкой тряпкой. Метод применяют для пластиковых экранов телефонов и корпусов гаджетов.
Абразивные части соды действуют аналогично зубной пасте — заполняют трещины и сглаживают поверхность, но соду можно использовать только на твердом пластике. Смешайте соду с водой в соотношении 1:2 и круговыми движениями вотрите в царапину. Затем отполируйте поверхность мягкой тряпкой.
Для удаления глубоких царапин зубная паста и сода не подходят.
Как избавиться от глубоких следов
Удалить глубокие следы можно с помощью наждачной бумаги или специального средства. Наждачка подойдет для шлифовки и полировки царапины, но ее нельзя применять для глянцевых пластиковых поверхностей. Матовый пластик подоконников и салона автомобиля нужно обрабатывать осторожно.
Перед началом обработки протрите предмет спиртом. Чтобы избавиться от трещины, возьмите наждачку с зернистостью 800 и круговыми движениями шлифуйте царапину до тех пор, пока дефект не исчезнет. Затем протрите влажной и сухой тряпками.
Можно использовать пасту для выведения царапин Displex. Средство удаляет большие и глубокие царапины: в его составе есть пластиковые микрочастицы, которые заполнят повреждение. Нанесите пасту на ватный диск и втирайте в поврежденный участок 2–3 минуты. Если трещина не исчезла, повторите. Затем уберите излишки Displex и протрите пластик сухой тряпкой.
Отремонтировать поверхности с сильными повреждениями поможет жидкий пластик, но он должен быть идентичен основному материалу поверхности. Аккуратно вотрите жидкий пластик в царапину и дайте застыть. Затем обработайте полиролью.
Тонкости процесса
Когда становится необходимым работать своими руками, всегда приходится брать на себя ответственность за конечный результат. Одно дело, если приходится проводить такую работу для себя, но совсем иначе стоит вопрос, если эта процедура производится для владельца другой машины.
В этой связи необходимо не просто грамотно выбрать полироль, но и произвести работу так, чтобы не испортить чувствительную к повреждениям стеклянную поверхность и при этом достичь того эффекта, который будет удовлетворять всем требованиям.
В качестве круга, который будет служить насадкой на дрель или машинку, выступает специальное приспособление, которое продается исключительно в автомагазинах и предназначено для того, чтобы при помощи него можно было отполировать определенный тип поверхности.
Такие круги могут иметь разную зернистость: это нужно для того, чтобы ускорить время, необходимое для проведения работы, и достичь более стоящего эффекта. С этой целью производители предлагают приобрести готовые наборы для обработки стеклянных поверхностей фар. Обычно в такой набор входит от 3 до 5 кругов с различной зернистостью – от самой крупной до достаточно мелкой, для тонкой шлифовки.
Чтобы приступить к работе, необходимо для начала очистить стекло от грязи и следов насекомых, если есть такая необходимость. Затем на обрабатываемую поверхность наносится слой полироли, и начинается постепенная обработка стекла фары при помощи дрели.
Постепенно меняя круг на более мелкозернистый, в конце можно достичь ожидаемого эффекта
При этом важно не перебарщивать со скоростью вращения круга, ведь если она будет чрезмерной, то можно повредить стеклянную поверхность и сделать ее непригодной для дальнейшего использования
Особенности устранения царапин на разных видах пластика
Выбирайте средство для удаления царапин в зависимости от цвета и структуры пластика. Рассмотрим самые популярные способы удаления повреждений.
Прозрачном
Царапины на прозрачном пластике заметнее, чем на матовом и цветном. Не используйте при обработке жесткие и металлические щетки и агрессивную бытовую химию — это вредит пластиковым предметам.
Как убрать царапины с прозрачного пластика: для этого применяют полироль для ювелирных изделий и жидкость для очистки стекол. Нанесите одно из средств на салфетку из микрофибры, тщательно обработайте пластик и протрите влажной тряпкой.
Матовом
Чтобы замаскировать повреждения, можно обработать поверхность мелкозернистой наждачной бумагой. Для цветной матовой поверхности используют специальные корректоры и маркеры, а для черной — угольный порошок или крем для обуви.
Белом и цветном
Трещины на белом пластике практически незаметны, но они забиваются пылью. Чтобы удалить царапину на белой поверхности, отшлифуйте ее наждачкой с зернистостью 600.
На черном и цветном пластике трещины убирают специальным карандашом-корректором.
Восстанавливаем стекла фар изнутри
В некоторых случаях полировка фар может потребоваться не только снаружи, но и изнутри. К примеру, подобная ситуация нередко возникает при эксплуатации разгерметизированной фары, или если в качестве осветительных элементов используются ксеноновые лампы. Принцип полировки абсолютно такой же, как и снаружи, единственное, без снятия фары в этом случае не обойтись.
Так как стекло приклеивается герметиком, для его демонтажа понадобится строительный фен. Этим прибором необходимо разогреть поверхность стекла до 70-80 градусов
Нагрев следует осуществлять очень осторожно, чтобы не перегреть стекло, так как оно может треснуть или «поплыть». После нагрева герметик размягчится, и стекло легко снимется, единственное, нужно успеть разобрать фару до того, как стекло остынет
В тоже время не стоит подковыривать его отверткой, чтобы не повредить.
При внутренней полировке фар будьте предельно аккуратны и не повредите осветительный прибор
После полировки стекла, его нужно установить на место. Для этого используйте специальный герметик для фар, к примеру, Abro WS-904.
Как убрать царапины с пластика в автомобиле
При очистке не применяйте агрессивные и обезжиривающие средства, так как они приведут к новым повреждениям. Скрыть мелкие царапины на пластике в машине можно с помощью протирочного полотенца или карандаша-корректора. Восковые карандаши дают моментальный эффект, но со временем царапину придется закрашивать снова.
Для сложных и глубоких царапин используйте специальные полироли. Есть специальные средства для обработки любых видов пластика: от матового до прозрачного. Попробуйте автокосметику бренда Sonax, Star Brite — средства удалят царапины без следов полировки.
Если пластиковая деталь сильно поцарапана и нет возможности заменить, ее можно отремонтировать. Аккуратно отшлифуйте поверхность мелкозернистой наждачкой, очистите поверхность от пыли и загрунтуйте. Затем пластик нужно зашпатлевать, выровнять и покрасить. При необходимости можно покрыть лаком.
Обработка полиролем
Стоит отметить, что полироли не обладают защитой от воздействия влаги и воды. Со временем они попросту смываются. Поэтому, если замечено потускнение пластика через некоторое время после обработки полиролем, поверхности стоит протереть от загрязнений и повторно покрыть веществом. Такой подход позволит избежать появления новых дефектов и сохранит блеск изделия на длительной срок.
Как убрать царапины на пластиковом подоконнике
В царапины подоконника попадает пыль и грязь — трещины портят вид поверхности и разрушают ее. Простые способы здесь не помогут, нужен серьезный ремонт.
Чем можно убрать царапины:
- Жидкий пластик Cosmofen. Выберите средство в зависимости от вида повреждений: чем глубже царапина, тем больше должен быть размер микрочастиц пластика. Сначала проверьте действие жидкого пластика на небольшом участке подоконника и строго следуйте инструкции.
- Ламинированная пленка. Если на подоконнике много царапин, используйте пленку. Вначале зашпаклюйте и выровняйте поверхность, а потом аккуратно распределите пленку, проткнув образовавшиеся пузырьки воздуха иголкой. Обработайте термофеном, чтобы закрепить пленку. Это способ удаления царапин лучше доверить мастеру.
- ПВХ-прокладки. Метод аналогичен применению ламинированной пленки. Царапины заклеивают ПВХ-прокладками и продувают термофеном.
Перед удалением трещин обязательно вымойте и обезжирьте поверхность.
Подведем итоги
Выбирая, какая полироль лучше для бампера от царапин, следует учитывать соотношение ее качества и стоимости. Бюджетные составы более экономны, но не дают хорошего полирующего эффекта и не скрывают повреждения. Но, независимо от цены, полироль необходимо использовать регулярно, иначе эффект от нее будет недолгим. Постоянное применение состава сохраняет привлекательный вид автомобиля и защищает пластиковые элементы от вредного воздействия внешних факторов.
Источник