Поливинилхлорид повсеместно используется для производства строительных материалов, систем канализации, из ПВХ изготавливают лодки и туристическое снаряжение. Хороший клей для ПВХ не теряет своих свойств на протяжении нескольких лет, не подвержен воздействию влаги или жидкости, не осыпается, не меняет цвет и структуру.
Существует два вида клея для ПВХ:
- однокомпонентный состав, полностью готовый к использованию;
- двухкомпонентный клей – в комплекте отдельно идет клеящий состав и отдельно отвердитель. Перед использованием оба компонента смешивают.
Счищается, что двухкомпонентный клей для ПВХ обеспечивает более прочный и надежный шов. Но однокомпонентные виды проще в использовании, с ними легко обращаться даже неопытным мастерам.
Также при выборе подходящего клея для ткани ПВХ, пленки или строительных материалов следует учитывать главные факторы:
- цель применения – соединение деталей, укладка отделочных материалов из ПВХ, ремонт надувных лодок или спортивно-туристического инвентаря;
- степень влагостойкости;
- температурные ограничения нанесения и использования;
- адгезию к различным поверхностям;
- пластичность состава, удобство нанесения на различные поверхности.
Клей для ПВХ-лодок и ткани. Какой клей для ПВХ лучше?
Если у вас есть в наличии лодка, выполненная из ПВХ, то в процессе эксплуатации она может потребовать ремонта. Эта необходимость обусловлена возможным возникновением в изделии пробоин. Если речь идет о маленькой царапине, то нужно будет снять поверхность из ПВХ, обнажив ткань. Далее производится ремонт поверхности. Пробоины и порезы до пяти сантиметров можно устранить в домашних или походных условиях, для этого необходимо иметь только лишь комплект для ремонта и некоторое количество времени. Если же образовались пробоины, размер которых варьируется от 5 до 15 см, устранить их тоже можно самостоятельно, однако работы будет произвести несколько сложнее. Более внушительными повреждениями должен заниматься специалист.
Пленка
Пленка из ПВХ предназначена для облицовки мебельных фасадов, бассейнов, дверей и других поверхностей. В домашних условиях единственным возможным вариантом является самоклеящаяся пленка. Для присоединения такого покрытия с помощью клея необходимо промышленное оборудование — вакуумный пресс или сварочный аппарат.
Таким образом, клей для пленки ПВХ используется в промышленных масштабах на предприятиях по производству мебели или в строительных организациях. Выбирают его специалисты, исходя из назначения, температурных условий и способа приклеивания. Чаще всего, используют двухкомпонентные составы, так как они имеют более высокий класс по термостойкости.
Какой клей для ПВХ-лодок лучше использовать
Клей идет в комплекте, предназначенном для ремонта. Довольно часто используются составы марок «Уран» или «Десмакол». Однако необходимо помнить о том, что первая разновидность смеси способна размягчиться при воздействии на нее высокой температуры, при этом заплатка может отслоиться. Если же содержимое ремкомплекта было израсходовано, то придется выбрать клей для ПВХ-лодок на рынке строительных материалов. Приобретать необходимо только те смеси, которые специально предназначаются для ПВХ. Потребители должны обратить внимание на два вида клея, которые представлены в магазинах.
Итоги
Прежде всего нужно обращать внимание на качество клея и его свойства. Дешевые варианты далеко не всегда гарантируют надежный и долговечный результат. Чтобы устранить прокол, необходимо изучить инструкцию и четко следовать ей.
В заключение можно сделать выводы, какое из средств является лучшим:
- В ситуации мелких проколов и щелей спасением будет жидкая латка.
- Если необходимо произвести замену ПВХ ткани, для соединения заплаты нужен двухкомпонентный клей.
- Недочеты лодочной фурнитуры лучше всего исправлять однокомпонентным средством.
- В дорогу рекомендуется брать небольшие дорожные варианты.
- Серьезный стационарный ремонт необходимо делать при помощи профессионального двухкомпонентного клея.
Чтобы выбрать клей для ремонта лодки ПВХ, необходимо изучить характеристики лучших составов, а также почитать отзывы пользователей.
Полихлоропреновый клей
Если есть необходимость произвести ремонт лодки, то можно выбрать этот однокомпонентный состав, он специально предназначается для склеивания надувных лодок, прорезиненых материалов, а также гидрокостюмов. Среди его положительных характеристик можно выделить качества водостойкости, эластичности и отличной прочности. После нанесения состав достаточно быстро схватывается, а затем характеризуется способностью долговечно удерживать шов. Рассматривая плюсы данного состава, необходимо выделить еще и прочность, а также отличную устойчивость к воздействию температур.
Рекомендации мастера
Выбирая клей для ПВХ, необходимо учесть то, что специалисты не рекомендуют использовать клей «Момент», а также подобные составы. Это обусловлено тем, что прочность и герметичность в данном случае остается сомнительной. Долговечность этого материала тоже не подтверждена. Если вы все же решили его использовать, то при необходимости нанесения нового состава очистить поверхность лодки будет весьма проблематично. Скорее всего, вам придется наносить новую смесь на имеющуюся поверхность. Это, конечно же, значительно снижает качество заплатки.
Виды продукции
В настоящее время разработчиками представлен широкий ассортимент клеев для лодок ПВХ. Поэтому покупателю необходимо разобраться в разновидностях и типах данной продукции. Клеящие массы бывают двух видов: с однокомпонентным и двухкомпонентным составом. Первый тип чаще всего используется для ремонта поврежденной фурнитуры:
- специальных креплений для сидений;
- транца;
- уключин;
- колец.
Однокомпонентные клеящие смеси имеют преимущества. Они недорого стоят и сохнут минимальный промежуток времени. Такой состав удобно брать с собой в поход. Быстрое время высыхания очень практично. Основным недостатком является то, что данное средство плохо подходит для латания корпуса лодки.
Двухкомпонентные клеящие массы стоят несколько дороже. Они обладают следующими положительными свойствами:
- хорошо переносят разницу температур;
- их эластичность находится на высоком уровне;
- склеенные поверхности можно эксплуатировать продолжительный промежуток времени.
Многие производители изготовляют двухкомпонентные смеси специально для материала ПВХ. Такой клей надежно скрепит любую фурнитуру, мелкие проколы и большие порезы на корпусе надувного плавательного средства.
Состав марки Bostik Vinycol 1520
Этот клей изготавливается на базе полиуретана, к которому добавляется воск и органический растворитель. Нанесение можно производить с помощью кисти, а высыхание происходит достаточно быстро. После того как будет пройден этап вулканизации, этот клей для ПВХ станет характеризоваться высокой сопротивляемостью к воздействию воды и влажности. Он специально разработан для ремонта надувных лодок.
Характеристики «Виникола 1520»
Если вы думаете над вопросом о том, какой клей для ПВХ лучше, следует рассмотреть характеристики «Виникола 1520».
Состав имеет полувязкую консистенцию, прозрачный цвет. В процессе использования вы почувствуете доминирующий запах кетонов. В качестве клеящего агента выступает полиуретан. В роли растворителей используется смесь компонентов. Вязкость примерно равна 2600 mPa.s. Сухой остаток составляет около 20 % массы. Плотность может варьироваться в пределах 0,82, а вот изменяться этот показатель может в обе стороны на 0.02. Площадь покрытия составляет 4 метра квадратных с 1 л. Однако этот показатель может быть изменён в зависимости от разновидности склеиваемого материала. Для того чтобы удалить капли клея с обрабатываемой поверхности, следует использовать «Бостик Очиститель М501». Этот же состав должен применяться и для очистки рабочего инструмента, а также оборудования. При использовании состава необходимо учесть его огнеопасность.
Распространенные ошибки
Ошибки совершают не только новички, но и опытные водители грузовых автомобилей. Чаще всего дальнобойщики делают неправильно следующее:
- Используют для работы валики без антипригарного покрытия. Такие инструменты приклеиваются к заплатке и портят место соединения.
- Применяют строительные термопистолеты. Эти приборы не предназначены для работы с навесными конструкциями. Воспользовавшись термопистолетом, можно нарушить геометрию ткани, что приведет к вынужденной замене всего тента.
- Слишком долго греют феном. Если перегреть заплатку, то она потеряет свою прочность и материал начнет плавиться. Результатом такой ошибки становится повторное появление прорези на полотне.
- Пользуются неправильной клеящей массой. Выбор раствора для сцепки не самая простая задача. Он должен подходить именно для того материала, из которого изготовлен тент. Некоторые пытаются посадить заплатку на простые клеи, чего делать категорически нельзя.
- Начинают работу, не сделав прошивку капроновой нитью. Поврежденную область обязательно нужно прошивать, чтобы кусочек ткани не оторвался из-за воздействия внешних факторов или не сместился.
- Работают без перчаток и других средств индивидуальной защиты. Также многие пытаются устранить дефект в непроветриваемых гараж, где дышат вредными для организма токсинами.
Термостойкость
Если решили использовать для ремонта описываемый клей для ПВХ-лодок, то необходимо знать о том, что состав способен сохранять свои характеристики после нанесения при условиях, которые характеризуются отметкой термометра до +90 градусов. Шов получается очень устойчивым к воздействию воды, масел, бензина и керосина. Однако необходимо следить за тем, чтобы состав постоянно не контактировал с данными веществами. Как правило, клей не изменяет своего цвета, а если речь идет о тонких ПВХ-материалах, то при экстремальных условиях может все же произойти легкое изменение оттенка. Это касается и воздействия прямых солнечных лучей. Если необходимо выбрать лучший клей для ПВХ, то можно предпочесть как раз описываемый состав. Потребители довольно часто интересуются такой характеристикой, как сопротивление на отрыв. Через двадцать четыре часа после нанесения при нормальной температуре внешнего воздуха этот показатель равен 10 daN/ 5 см. Через семь дней при таких же условиях сопротивление на разрыв повышается в два раза.
Клеевой монтаж труб из поливинилхлорида
Клей для ПВХ труб и фитингов еще называют холодной сваркой, и не случайно, ведь он распределяет нагрузку, что усиливает прочность и продлевает срок службы трубопровода в такой же степени, как это обеспечивает соединение элементов настоящей сваркой. Клей для ПВХ труб создает реакцию расщепления полимера в растворителях. После размягчения стенок труб, к ним присоединяют фитинг с размягченными стенками. Такой процесс еще называется химической сваркой.
В данном случае стоит учитывать одну особенность. Ввиду того, что химические свойства добавок и растворителей бывают разными, выбор клея для поливинилхлоридных труб нужно проводить, взяв во внимание свариваемые термопластиковые компаунды. Как правило, производящие пластиковые трубы предприятия предлагают инструкцию по оптимальному решению данного вопроса. Как бы то ни было, стоит помнить, что при соединении деталей из хлорированного поливинилхлорида (ХПВП) и обычного ПВХ, нужно проводить разными марками клея.
Использование клея для ПВХ канализационных труб считается довольно популярным методом, который обеспечивает отличную герметичность готовой конструкции.
Помните, что неравномерность покрытия труб клеем или наличие большого количества неровностей, может послужить причиной частичного непроклея. Может возникнуть и полный непроклей – такое случается, когда пересушиваются оба слоя клея. Учтите, что на операцию соединения вы обладаете считанными минутами.
Появление мягкой клеевой прослойки обуславливается малой окружающей температурой или отведением малого количества времени на отвердение.
Прослойка может стать пористой – такое случается, когда слой клея обогащается воздухом вследствие плохого смешивания компонентов.
Особенности использования
Если вы приобрели клей для ПВХ-тканей, то важно знать, как его использовать. Только в этом случае его состав будет демонстрировать все свои лучшие характеристики. Нанесение следует производить ровным слоем на обе поверхности с помощью кисти. При первом покрытии необходимо позволить клею просохнуть в течение десяти минут, что касается второго покрытия, то интервал времени увеличивается до двадцати минут. Не следует превышать максимальное время в открытом состоянии после нанесения, которое составляет 30 минут. После соединения склеиваемые детали перемещать уже будет нельзя. Если вами используется клей для ПВХ-ткани, то необходимо в процессе проведения ремонтных работ следить за тем, чтобы воздух не попадал на клеевой шов.
Панели
ПВХ-панели получили широкое распространение благодаря достаточной прочности, водонепроницаемости, устойчивости к перепадам температур, а также невысокой стоимости. Крепление такого облицовочного покрытия производится не только при помощи клея, но и механически на обрешетку. Клеевой способ используют при ровном основании без особых дефектов.
Главные свойства клея в этом случае — устойчивость к перепадам температуры, влагостойкость, отличная вязкость. Чаще всего используют для крепления панелей жидкие гвозди, «Момент-Монтаж» или «Титан».
Личный опыт по склеиванию ПВХ
Нaчнем с кoнцa — клей в кoмплекте мoжет быть и рoдным (кoтoрым нa прoизвoдстве клеят) и сoвсем не рoдным, a любым клеем для ПВХ. Дaлее — нa прoизвoдстве ПВХ клеят двухкoмпoнентными клеями или свaривaют.
Свaрку рaссмaтривaть не будем, a рaзберемся с клеем (кoнкретные нaзвaния клеев смoтрите ниже в тексте oписaния склейки). Нa прoизвoдстве в клей дoбaвляют втoрoй кoмпoнент — oтвердитель. Именнo oн придaет прoчнoсти клеевoму шву, не пoзвoляет ему «течь» при нaгреве. Oднaкo в oтличии oт сaмoгo клея oн дoлгo не хрaниться дa и прoдaется кaнистрaми пo 10-20 литрoв, a егo нaдo сoвсем кaпельку. В услoвиях прoизвoдствa этoт oтвердитель рaсхoдится быстрo, a вoт в «дoмaшних» услoвиях шaнс им вoспoльзoвaться oчень мaл — мнoгие хoдят нa лoдкaх гoдaми и прo ремкoмплекты не вспoминaют. Кoрoче не дaют егo в сoстaве ремкoмплектa.
Первый спoсoб склейки
Пoверхнoсти тщaтельнo мoются и oбезжиривaются. Идеaльнo для oбезжиривaния пoдхoдит aцетoн — oн не тoлькo oбезжиривaет нo и немнoгo рaствoряет/рaзмягчaет ПВХ, прaвдa, в силу свoей летучести не нaдoлгo. Тaк чтo тереть без фaнaтизмa, a тo мoжнo и верхний слoй ПВХ смыть.
Нaнoсится первый слoй клея нa бaлoн и нa зaплaтку. Выжидaется минут 15-20. Нaнoсится втoрoй слoй нa oбе пoверхнoсти. Выжидaется еще минут 20 для прoсушки. И не нaдo бoятся чтo клей зaсoх минут зa 5 и через 10 уже перестaл липнуть к пaльцу при прoбе — кaк тoлькo вы нaлoжите зaплaтку нa бaлoн oн прихвaтится и oтoрвaть егo будет крaйне слoжнo, oбрaзуются кaтышки и придется весь клей aккурaтнo удaлять, a весь прoцесс нaчинaть с нaчaлa. Тaк чтo нaклaдывaть зaплaтку нaдo крaйне aккурaтнo и без перекoсoв. Вooбще этa пaузa легкo мoжет быть рaстянутa минут дo 40-50(я успевaл скaтaться в мaгaзин и купить зaпчaсти для aвтo). Дaже если зa этo время клей зaсoх тaк чтo перестaл прихвaтывaться сaмoстoятельнo — не стрaшнo. Клaдем зaплaтку нa местo.
A теперь сaмoе ГЛAВНOЕ — нaдo местo склейки хoрoшенькo прижaть и прoгреть грaдусoв дo 100-120 в течении нескoльких минут. Я в «стaциoнaрных» услoвиях испoльзую стрoительный фен с пoшaгoвoй регулирoвкoй темперaтуры(шaг 10 грaдусoв oт 60 дo 600) и вaлик для прикaтки зaплaтки, в пoхoдных услoвиях мoжнo вoспoльзoвaться днoм метaллическoй кружки с нaлитым в нее крутым кипяткoм. Естественнo местo склейки дoлжнo лежaть нa рoвнoй пoверхнoсти(бaлoн сдут), в пoхoдных услoвиях для этoгo прекрaснo пoдхoдит бaнкa oт лoдки(сиденье/скaмья).
Дaлее хoрoшo бы перед эксплуaтaцией выждaть сутки, в услoвиях выездa хoтябы пaру чaсoв и тoлькo пoтoм нaдувaть.
При тaкoм спoсoбе зaплaткa держиться дoстaтoчнo прoчнo и если не перекaчивaть и не перегревaть нa сoлнышке мoжет держaтся не oдин гoд.