Криогенный бластинг или как снять краску сухим льдом

Освободиться от грязевого налета в кузове сравнительно легко, а почистить отсек мотора существенно труднее. В этом случае криобластинг или чистка моторного отсека сухим льдом считается безупречным вариантом. Специалисты клининговых компаний, которые предлагают услугу, утверждают, что процесс дает возможность ликвидировать отпечатки грязи, нагара, тяжелые жировые подтеки, в том числе загрязнения от мазута.

Что такое КРИО БЛАСТИНГ?

Это метод очистки, при котором сухой лед и его физические свойства используются для мгновенного удаления загрязнений. Сухой лед, имеющий твердость мела, очищает поверхности плавно. В процессе Криобластинга используется проекция сухого льда с использованием бластеров сжатого воздуха. Этот процесс основан на одновременном действии 3 физических явлений …
Кинетическая энергия Сухой лед в форме гранул диаметром 3 мм с очень высокой скоростью выдувается на обрабатываемых поверхностях благодаря сжатому воздуху и использованию сверхзвуковых форсунок (схождение / расхождение). Во время удара гранулы генерируют локализованную ударную волну, которая способствует декогезии загрязнения на обработанной поверхности.

Тепловой дифференциал

Температура гранул сухого льда (-78,5 ° C ) создает термический микрошок между загрязнением и поверхностью и облегчает отделение последнего. Это температурный перепад. Чем выше температура обрабатываемой поверхности, тем быстрее происходит криогенная очистка (например, гравитационная форма для алюминиевого завода).

Достоинства и недостатки криогенного бластинга

Химчистка авто имеет множество плюсов:

  1. Отсутствует потребность в разборке элементов авто. После обработки не нужна дополнительная сушка или охлаждение. Очистку возможно осуществлять в том числе и с работающим оборудованием, без рисков повреждения электроники.
  2. Затраты времени на чистку автомобиля от загрязнений – около 3 часов.
  3. Этот способ позволяет устранить не видимые глазу микроорганизмы.
  4. Сухой лед не считается абразивным веществом и не повреждает покрытие.
  5. Очистка подобным методом обладает высокой эффективностью, позволяя частичкам просачиваться в наиболее труднодоступные участки.

Из минусов:

  • Насадка пистолета не может быть направлена в закрытые полости.
  • При несоответствии величины гранул и давления воздуха имеется риск испортить элементы автомобиля.

При проведении очистки двигателя есть небольшой риск повреждения лакокрасочного покрытия. Чтобы этого не случилось, необходимо подобрать величину гранул и давление, под которым они будут подаваться.

Как очистить сухим льдом?

Струйная обработка сухим льдом является экологически чистым и эффективным методом очистки. В отличие от пескоструйной и химической очистки, там нет остатков, и очищенный предмет можно использовать немедленно, без предварительной сушки. Сухой лед превращается из твердого в газообразный без влажности и смачивания, как от водяного льда. Поэтому он также безопасен для очистки электрических и других чувствительных компонентов.

ДО И ПОСЛЕ Сухая чистка двигателя Toyota До очистки До очистки После ДО И ПОСЛЕ Toyota

ПРЕИМУЩЕСТВА:

Что можно почистить с помощью замороженного СО2

При распылении прослойка грязи охлаждается и становится хрупкой. Мелкие кусочки льда нагреваются, проходят в мельчайшие щели и разрушают структуру грязевых отложений.

Чистку двигателя сухим льдом можно начинать после абсолютного его остывания, так как из-за скачков температур есть риск возникновения дефектов.

  • Лед разрешается распылять на электроэлементы, катушки, свечки в цилиндрах – он не повреждает очищаемые поверхности.
  • Чистка салона авто совершается путем засыпания гранул, диаметр которых не больше 0,03 мм. При чистке салона его элементы не повреждаются, так как лед моментально испаряется. Под давлением результативно вычищается грязь с различных труднодоступных участков.

Чистка моторного отсека автомобиля в зависимости от размера мотора, а также уровня засорения потребует от 7 до 15 кг льда. Вся отделенная грязь опадает под авто и не вызывает проблем в чистке.

Грязь в моторном отсеке не дает своевременно распознавать неполадки, смотрится некрасиво, а присутствие масляных пятен иногда приводит к возгоранию. Поэтому необходимо периодически чистить моторный отсек.

Криогенная чистка — это процедура, при которой применяется инновационное, высокотехнологичное оборудование. Поэтому она доступна лишь в специализированных сервисах.

Полезные рекомендации

Что касается объема загружаемого льда, то в небольшие агрегаты может вместиться до 30 кг вещества, но бластеры большего размера, которые обычно используются в промышленности, могут вмещать в себя до двух центнеров льда. Конечно, от размеров и массы установки зависит ее подвижность. Чем меньше размер бластеров, тем проще их транспортировать, а громоздкие агрегаты перемещать гораздо труднее.

Давление, под которым подается лед, также может быть различным, например:

  • если нужно удалить лишь небольшие загрязнения, то достаточно будет давления около 8 бар;
  • если же необходимо бороться со сложными загрязнениями, этот показатель нужно увеличивать примерно в два раза.

Производители бластеров вместе с основной продукцией продают еще и дополнительные аксессуары — различные насадки и пистолеты, улучшающие подачу гранул льда. Многие из них позволяют веществу проникнуть в самые труднодоступные места.
Чистка сухим льдом автомобилей — идеальное решение, если необходимо очистить двигатель или салон машины. Эта уникальная технология помогает справляться с различными типами загрязнений.

Особенности бластинга

Криогенный бластинг — это мойка высокого давления, но только вместо обычной воды здесь используются гранулы льда. Обладая очень низкой температурой, двуокись углерода, попадая на поверхность деталей двигателя, замораживает имеющиеся на ней загрязнения, в результате чего последние становятся более хрупкими, поэтому легко отделяются.

Криогенный бластинг абсолютно безопасен для деталей автомобильного двигателя. После процедуры очистки на них не остается ни малейших повреждений, так как двуокись углерода — это не абразивное вещество.

Благодаря сухому льду можно устранить различные, даже самые въевшиеся загрязнения.

Плюсы и минусы метода

Впервые чистку мотора сухим льдом применили на Западе в начале XXI века. С тех пор эта методика широко распространилась повсюду благодаря неоспоримым достоинствам:

  1. Высокая проникающая способность. Поверхности сложных технических объектов можно эффективно очищать без предварительной разборки. При использовании разнообразных насадок мельчайшие частицы способны попасть во многие места, которые малодоступны для других ручных методов мойки.
  2. Максимальная экологическая чистота обработки. Не образуется вредных жидких отходов, требующих утилизации.
  3. Метод универсально применим и эффективен для большого количества очищаемых материалов: металлов, пластика, проводов, тканевых поверхностей, обивки салона.
  4. Безопасность для обрабатываемых изделий. Сухая мойка не образует влаги и неспособна повредить электрическую проводку и приборы. Полностью исключается риск короткого замыкания.
  5. В процессе очистки не задействуются абразивные элементы. Ледяные гранулы неспособны повредить и поцарапать лакокрасочное покрытие.
  6. Время обработки моторного отсека примерно в два раза меньше, чем у традиционных методов мойки двигателя, так как не требуется разборки перед процедурой и окончательной просушки после неё.

При очевидных достоинствах у чистки двигателя льдом существуют и недостатки. Их количество значительно меньше:

  • относительно высокая стоимость;
  • недостаточная распространённость пунктов оказания услуги.

Технология и оборудование

Существует несколько видов установок для работы — под влажный или под сухой реагент. В первой реагент высокой концентрации смешивается с водой, а затем под давлением подается на распылитель. Вторая установка вырабатывает струю воздуха, в которой растворены абразивные частицы. Наиболее часто используются аппараты: Torbo, OptiBlast, SBS.

На проблемный участок направляют сопло — по нему поступает воздух с реагентом. Как только струя с растворенным сухим льдом достигает поверхности, она охлаждается. Контакт с углекислотой вызывает множественные микровзрывы, благодаря которым частицы краски и загрязнений отрываются от поверхности. Сам лед испаряется мгновенно, не оставляя следов. При удалении краски со стен достаточно давления 6 бар. Для обработки сложных участков давление повышается до 12-16 бар.

Для работы на открытом пространстве используют установки, не требующие подключения к сети. Они функционируют от силы сжатого воздуха. Это используется на больших площадях. При больших объемах лучше приобрести систему, в которую входит гранулятор и генератор сухого льда. Контейнер установки для льда, используемой в СТО, обычно имеет вместимость 10-30 кг, а промышленный — до 200 кг.

По инструкции работнику, занимающемуся криогенным бластингом, необходим защитный костюм, перчатки и очки. Этого достаточно для защиты.

При очищении поверхности можно использовать сразу 3 режима — очистку, обезжиривание и удаление влаги. Такая технология максимально сокращает обработку и ускоряет процесс.

Немцы начнут чистить авиадвигатели сухим льдом

Lufthansa Technik Group / YouTube

Немецкая компания Lufthansa Technik, занимающаяся ремонтом и техническим обслуживанием самолетов, объявила об успешных разработке и испытаниях новой системы чистки авиационных двигателей. Согласно сообщению компании, новая технология предполагает использование для очистки силовых установок сухого льда, а не воды, как в традиционных способах.

Сегодня для мойки авиационных двигателей используются специальные установки, подающие в мотор воду под напором. В воду при этом подмешиваются специальные моющие средства, удаляющие грязь. Использовать мойку двигателя водой можно при температуре воздуха не ниже 5 градусов Цельсия, в противном случае возможно намерзание льда в силовой установке.

Новая установка, получившая название Cyclean 2.0, вместо воды распыляет в двигатель крупицы сухого льда диаметром несколько миллиметров. Эти частички температурой около -78 градусов Цельсия, ударяясь о внутренние элементы двигателя, сбивают с них грязь, которая затем выдувается из силовой установки.

Чистка авиадвигателей сухим льдом занимает около 30 минут против чуть более часа в случае с мойкой водой. При этом чистку сухим льдом можно использовать и при отрицательных температурах. После чистки оставшиеся частички сухого льда просто переходят в газообразное состояние.

В ближайшее время Lufthasna Technik намерена провести дополнительные испытания новой технологии. Использовать новую установку Cyclean 2.0 при штатном техническом обслуживании немецкая компания намерена начать с 2022 года. При этом полностью отказываться от водного метода чистки двигателей не планируется.

В 2015 году американская компания Spirit AeroSystems начала использовать новый метод ремонта авиационных деталей без температурного воздействия или необходимости их полного демонтажа и помещения в автоклав. Речь идет о технологии холодного газодинамического напыления, уже получившей одобрение Федерального управления гражданской авиации США.

Технология холодного газодинамического напыления заключается в нанесении металлической пыли на поврежденную поверхность. Сверхзвуковой газовый поток, обычно азота или гелия, разгоняет частицы порошка диаметром от одного до 50 микрометров до скоростей 500-1000 метров в секунду. При ударении о твердую поверхность эти частицы деформируются, крепко прилипая к ней.

Управление распылителем частиц осуществляется компьютером. Технология позволяет восстановить поверхность поврежденной детали, убрав, например, микротрещины. В целом такой метод позволяет в несколько раз сократить время, необходимое на ремонт тех или иных поврежденных деталей, включая и выполненные из композиционных материалов.

Василий Сычёв

Как проводится?

Автомобиль заранее загоняют на особую платформу. Следует переждать полчаса вплоть до абсолютного остывания двигателя. К кузову машины подсоединяют заземляющий провод. Далее в песчаноструйное устройство закидывается кристальный сухой лед, остуженный до температуры -80 градусов Цельсия. Для очистки моторного отсека объем гранул колеблется до 1,5 миллиметров. Устройство подключают к компрессору.


Перед началом процедуры необходимо дать машине полностью остыть.

Крылья, амортизатор, бампер и другие компоненты тюнинга обтягивают тентом из резины. Элементы обработки мотора обязательно должны быть холодными. Потом диспетчер распыляет сухой лед под давлением по моторному отсеку предельно аккуратными и равномерными движениями вверх и вниз. Все щели, зазоры, углы и крупные участки очищают посредством направления пистолета под непосредственно ровным углом к поверхности. При соприкосновении с двигателем холодные гранулы льда моментально приобретают состояние газа, и забирают с собой загрязнения, в том числе и жировые пятна.

Вследствие криогенного бластинга моторного отсека на выходе получается безупречно чистая и полностью высохшая поверхность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]