Особенности, виды и периодичность проведения уборок в медицинских учреждениях

Уборка в больнице — процесс постоянный, поскольку речь идёт о лечебном учреждении, где требования к дезинфекции, асептике и антисептике очень высоки. Согласно санитарно-эпидемиологическим нормативам, каждое больничное помещение следует убирать по определённой технологии с использованием дезинфицирующих растворов и уборочного инвентаря, выделенного индивидуально для каждого помещения.

  • Виды уборок в больнице
  • Уборка палат в больнице
  • Уборка коридоров в больнице
  • Растворы для уборки в больнице

Текущую и генеральную уборку в медицинском учреждении может проводить только специально обученный и подготовленный персонал.

Особенности влажной уборки

Важнейшую роль в работе стационара играет соблюдение санитарных норм. Если они нарушены, болезнетворные бактерии могут попасть в благоприятную среду для размножения. Например, благодаря влажной уборке палат, можно избавиться от пыли. А в ней, как известно, содержится много бактерий, вызывающих заболевания.

Особенность уборки в лечебных учреждениях заключается в использовании специальных дезинфицирующих средств.

Влажную уборку палат следует проводить минимум два раза в день. Первый раз – до 9 утра, чтобы к обходу врача палата была подготовлена. Вечер – самое подходящее время для второй уборки. Потому что посещение больных закончено, посторонних людей нет, и есть возможность качественно продезинфицировать помещение.

Перчатки и специальная униформа обязательны при влажной уборке палат.

Заключительная дезинфекция

Различные виды уборок в ЛПУ комбинируются для достижения комплексного ухода за помещением. Заключительная дезинфекция проводится после выписки больных или их смерти. Делается это в специальной одежде. Обработке подвергается все: от постельных принадлежностей до оборудования и всей палаты. Уборка такого типа проводится с помощью орошения или протирания потолков, стен, кроватей. Обязательно моется пол с использованием дезинфицирующего раствора. Согласно перечню дополнительно к уборке может проводиться кварцевание помещения.

Растворы и инструменты

Для хранения уборочного инвентаря в больницах отведен специальный блок. Все инструменты эксплуатируются строго по назначению и хранятся в специальном помещении. Вещи должны быть пронумерованы с указанием помещений и видов работ, или иметь цветовое кодирование. Обычно его хранят в блоке вместе с инструментами.

Чаще всего при влажной уборке палат применяются дезинфицирующие средства, которые производят в виде концентрированного раствора. Для их использования нужно развести водой в соответствии с универсальной таблицей, ее можно найти в инструкции к каждому средству. В ней указывают пропорции смешивания рабочего раствора, и какая необходима концентрация для обработки вещей при разных режимах. Таблицу хранят в том же самом блоке, что и остальной инвентарь.

Концентрированность раствора при дезинфекции соблюдают по режиму, действующему в медицинском учреждении. Для палат с разным режимом есть свое средство дезинфекции и уборки. Например, в помещениях с бактериальными заболеваниями используют менее концентрированный раствор, чем при вирусных заболеваниях.

Для замешивании составов следует обязательно защитить руки, надев перчатки.

Кроме современных дезинфицирующих концентратов, можно использовать средства, приготовленные самостоятельно:

  1. 0,5% раствора соды и мыла. В воде (11 л.) разбавляется 25 гр наструганного мыла и 25 гр соды.
  2. Спецсредство «Хлорамин». В воде (11 л.) разбавляется 500 грамм состава.
  3. Состав перекиси. В воде (11 л.) разбавляется 6% раствора с 0,5% моющего состава.
  4. При плесени применяют «Лизорин» В воде (11 л.) разбавляется 25 мл состава.

Существует специальный список дезсредств, официально разрешенных Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора для применения в больницах. Они должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Убивать бактерии, вирусы, грибы. При комнатной температуре, подавлять активность инфекций.
  2. Сохранять внешний вид покрытий мебели, пола, вещей.
  3. Обладать не только дезинфицирующими свойствами, но и моющими.
  4. Не наносить вред организму человека, быть малотоксичными.
  5. Средства должны пройти спецификацию по противопожарной безопасности.

Для каждой палаты готовится новый раствор. После окончания работ — утилизируется. Нельзя допускать, чтобы одним и тем же раствором убиралось несколько помещений.

Оборудование для сухой чистки

Уборка — дело непростое. Особенно если помещение специализированное и больших размеров. Чтобы уборка не занимала слишком много времени и не требовала вложения сил, на помощь приходят различные инструменты, оборудование. При проведении сухой чистки применяется следующий инвентарь:

  • Сухие салфетки, которыми можно собрать пыль, не распространяя ее вокруг. Сухую уборку лучше всего проводить с помощью салфеток из микрофибры, искусственной замши, нетканых материалов.
  • Щетки и веники: такие инструменты нужны для уборки не только помещений, но и наружных объектов. С их помощью можно собрать мелкую сухую грязь, песок, ветки, листву.
  • Пылевые мопы — самый удобный инструмент, который подходит для быстрой уборки помещения и отличается гигиеничностью и эффективностью.
  • Механические подметальные машины идеально подходят для очистки больших помещений и территорий, к тому же они легко справляются с труднодоступными местами. В большинстве случаев различные виды уборки кабинетов выполняются с помощью такого инвентаря.
  • Пылесосы: сухую уборку нельзя представить себе без использования пылесоса. Такой способ привлекает экологичностью, быстротой процесса, мобильностью и экономичностью.

Уборка по СанПиН

У медицинских учреждений есть санитарно-эпидемиологические требования, утвержденные главным государственным санитарным врачом и постановлением СанПиНа. В соответствии с документом проводятся все мероприятия, касающиеся деятельности больниц, включая влажную уборку палат.

Инструктаж персонала, осуществляющего уборку, проводится не реже одного раза в год. Организация и контроль прохождения остается за администрацией ЛГО. Санитарные нормы и технологии меняются достаточно часто. И сотрудники должны быть вовремя осведомлены.

Сначала необходимо предупредить пациентов, что в палате будет проводиться уборка. Санитар или медицинская сестра надевает:

  • спецодежду, используемую только при убирании (халат, колпак, клеенчатый фартук);
  • специализированную обувь;
  • перчатки.

Осматривает палату, готовит дезинфицирующие растворы отдельно для меблировки и полового покрытия.

Техника влажной уборки палат также прописана в постановлении:

  1. Проветривать помещение во время уборки. Если в палате есть лежачие больные, их укутать одеялом. Пациенты, которые в состоянии встать, должны выйти из помещения.
  2. Прикроватные тумбочки протереть и проверить их содержимое (скоропортящееся питание должно быть в охлажденном состоянии) — первое, что должен сделать медицинский персонал.
  3. Затем протереть пыль с подоконников, сверху-вниз моют ручки и прочую меблировку, не касаясь пола.
  4. Пол мыть разведенным раствором специальной шваброй от стены и окна к дверному проему.
  5. Мусор складывать в коридоре.
  6. В зависимости от специфики палат осуществляют включение бактерицидных ламп на соответствующее время

Тары с дезинфицирующими средствами хорошо закрывают и указывают на них:

  • если нет этикеток, прописывают название средства;
  • уровень концентрации, назначения;
  • дату приготовления и срок годности.

Для каждого средства необходимо обеспечить соответствующие требованиям условия хранения.

После ремонта или строительства

Есть отдельные виды уборок, проведение которых требуется после завершения ремонтных или строительных работ. После таких масштабных операций мусора копится очень много, поэтому многие обращаются в профессиональные клининговые компании. Их сотрудники выполняют целый комплекс работ:

  • собирают и полностью удаляют строительный мусор;
  • очищают все поверхности;
  • устраняют пыль с плинтусов, отопительной системы, окон и так далее, а затем выполняют влажную уборку;
  • чистят и обрабатывают специальными средствами сантехническое оборудование;
  • моют полы.

Таким образом, существуют различные виды уборок, которые могут использоваться в офисах, магазинах, жилых домах или медицинских учреждениях. Качество каждой операции зависит от того, насколько грамотно подобран инструментарий и нужные средства для ее проведения. Для каждого помещения выбирается свой метод. А если проводится генеральная уборка, то требуется проведение первоначальной подготовки. Это позволяет продумать весь цикл работ. Особую внимательность и аккуратность стоит проявлять при уходе за операционными, которые тщательно дезинфицируются современными средствами.

Утвержден

приказом Минздрава

№ 130 от 17.03. 2006 г.

График влажной уборки

В медицинских подразделениях должны располагаться письменные графики проведения уборки.

Как часто следует проводить влажную уборку палат, прописано в положении СанПиНа. Обычно ее проводят не меньше двух раз в день. По необходимости или при специальном режиме — чаще.

Графики уборки и кварцевания каждого участка запланированы, оформлены в письменной форме, подписаны, утверждены и вывешены. В них указывают время и объект уборки, ФИО санитарки или медсестра. Где та или другая по окончании работы ставит свою роспись.

Какие бывают виды?

Существует ряд методов генеральной и текущей уборки применяемых в поликлиниках и стационарах. А именно:

  1. Физическая. Методом кипячения, ультрафиолетовым облучением, дезинфекция паром.
  2. Механическая. Уборка влажными тряпками, ежедневное и на регулярной основе мытье рук у медицинского персонала.
  3. Химическая. С помощью замачивания в обеззараживающем растворе и полного погружения необходимого предмета.

Существует и комбинированная. Может одновременно использоваться несколько способов или использование нескольких методов чередованием.

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» () и Акционерным обществом «Институт региональных экономических исследований» (АО «ИРЭИ») при участии Саморегулируемой организации «Ассоциация региональных уборочных компаний» (СРО АРУК). Некоммерческой организации «Ассоциация русских уборочных компаний» (АРУК). Некоммерческой организации «Ассоциация российских уборочных компаний» (АРУК Санкт-Петербург) и при поддержке Департамента торговли и услуг города Москвы
  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 346 «Бытовое обслуживание населения»
  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства до техническому регулированию и метрологии от 27 марта 2022 г. No 109-ст
  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N9 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Стандартинформ. оформление. 2019

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]